Рус
Eng
Трибуну оратору!

Трибуну оратору!

Трибуну оратору!
01.11.2016 —

С недавних пор российские организаторы конференций стали задумываться о том, как сухие и подчас - что уж скрывать - занудные речи и выступления превратить в элемент мотивации? Тема эта, впрочем, совершенно не нова в мировой индустрии встреч.
Доводилось ли вам выступать перед аудиторией? Не обязательно с пламенной речью на митинге, а хотя бы просто - с весьма рутинной презентацией power point, излагающей план, отчет или какое-нибудь предложение? Насколько гладко и доходчиво вы можете выразить свои мысли - особенно - со сцены, держа микрофон и пытаясь заставить аудиторию не только слушать, но и услышать?
Наверняка среди нас найдутся "цицероны", искусно манипулирующие слайдами презентации и одновременно горячо и убедительно, красивым и хорошо поставленным голосом, вполне эмоционально и одновременно четко и по-деловому доносящие свои идеи до внимающей с открытым ртом публики. Но много ли таких?
А между тем, как еще отвлечь делегатов от смс и фейсбука, взбодрить задремавших, переубедить несогласных и растолковать самым недогадливым? В конечном счете именно так выглядят главные вызовы, стоящие перед организаторами корпоративных конференций. И не так уж важно, о чем идет речь: о продаже программного обеспечения? о запуске продукта? о преимуществах нового медицинского препарата?
Поиск идеального спикера – один из ключевых моментов для создания интересного, полезного и запоминающегося мероприятия. При этом масштаб и характер его может быть любым: деловой обед или ужин, корпоративный семинар, торжественный вечер или международная конференция.
В последнее время ощутимо вырос спрос на профессиональных ведущих корпоративных событий или – на известных спикеров: уже кое-кто из наших самых искушенных ивент-менеджеров нет-нет, да и щегольнет между делом непонятным термином: "эмси". Сразу и не догадаться, но имеется в виду сокращение M.C. - master of the ceremony.
По-нашему: просто ведущий, в каком-то даже совсем приземленном смысле - "тамада", распорядитель повестки дня. Но - какой же “тамада” на деловой конференции или даже на торжественном приеме, гала-ужине или корпоративном событии? Здесь бери выше: только M.C.! Кстати, в английском языке появился даже неологизм, принципиально новый глагол: to emcee...
Сформировалась и новая услуга, своего рода предоставление в "аренду" любого ведущего или спикера для конференции или корпоративного мероприятия. Достаточно ввести в строке поиска google что-то типа "speakers bureau", как вы молниеносно получите минимум пару десятков адресов и контактов.
Правда, аналогичный поиск в русскоязычных ресурсах, скорее всего, закончится куда менее продуктивно. На экране появится все что угодно – от спикеров Госдумы РФ до спикеров Палаты представителей США и даже… сената Румынии. Впрочем, будет и пара-тройка любопытных ссылок. Вот одна из них: "The Moscow Speakers Bureau" (www.moscowspeakers.ru).
Судя по своему сайту, бюро проводит переговоры с потенциальными спикерами, продумывает логистику их приглашения. При необходимости - помогает организаторам в подборе и уточнении тематики мероприятия.
Единственное настораживает: среди спикеров, к сожалению, явно преобладают люди политики и крупного бизнеса. Однозначно узнаваемых имен немного, в один котел попали бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский и писатель Виктор Ерофеев, а также известные журналисты, ученые, политики, главы крупных компаний и корпораций. Правда, их имена, что называется, не совсем «на слуху», однако, это, конечно, не принижает их статуса и веса. Просто создается впечатление, что тематика выступлений сфокусирована скорее на темах политики, политологии, экономики и бизнеса.
Гораздо более динамично смотрится компания "Topspeaker" (www.topspeaker.ru) – здесь люди разных профессий и разного формата, если так можно сказать. Отличное оформление сайта, информативность, а главное – видно, что составители его, что называется, “в теме”. Они прекрасно понимают, что нужно рынку и предлагают ровно то и ровно столько, что и сколько может потребовать их клиент. При этом в процессе поиска спикера можно задать любой фильтр. Например, язык выступления, бюджет, тема. Можно выбрать спикеров по тематике выступлений или – по их профессиональной принадлежности (писатели, журналисты, ученые, спортсмены, исследователи, топ-менеджеры и так далее).
Пожалуй, агентство "Topspeaker" — действительно первое полноценное российское спикерское бюро международного уровня! И уж без сомнения, это - первое агентство, профессионально работающее со столь широким кругом известных и высококвалифицированных русскоязычных спикеров.
Лариса Гузеева, Ирина Хакамада, Леонид Парфенов, Олег Тиньков, Рената Литвинова, Владимир Познер, Тина Канделаки – далеко не полный список знаменитостей, которых может пригласить это агентство. Есть и немало известных иностранных имен, например, бразильский писатель Пауло Коэльо или широко известный шведский экономист, писатель и бизнес-спикер, доцент Стокгольмской Школы Экономики Кьелл Нордстрем.
Очевидно, что, как и многие другие аспекты индустрии проведения корпоративных встреч и событий, идея задействовать видных и известных ораторов на мероприятиях пришла к нам из-за рубежа. Спикерские бюро давно и успешно существуют в Америке и Европе, при этом обслуживают нужды и потребности самой широкой клиентуры по всему миру: оратор может прилететь для участия в конференции в любую точку планеты.
Под этот бизнес уже давно подведена вполне серьезная теоретическая база.
Спикеры обычно делятся на две категории: основные докладчики, задающие тон всей конференции (так называемые keynote speakers), и мотивирующие докладчики (motivational speakers).
Основной (keynote) докладчик обычно открывает конференцию, он выступает с первым, заглавным докладом, проставляет акценты и по сути дела «готовит сцену» для всех последующих выступающих. По ходу конференции он принимает активное участие в прениях, общается с делегатами, комментирует доклады, модерирует весь ход мероприятия.
Мотивирующие спикеры призваны “зажечь” аудиторию ярким и эмоциональным выступлением, но в целом их задачи сопоставимы с теми, которые решает основной докладчик, хотя, как правило, они выходят на сцену уже после основных выступающих. Очень часто такие ораторы делятся историями и личным опытом, связанным с тем, как они преодолели жизненные или профессиональные препятствия на пути к достижению той или иной цели. Часто это люди неординарные, совершившие какой-то выдающийся поступок или подвиг, добившиеся признания и славы.
В числе спикеров European Speakers Bureau (www.europeanspeakers.com), к примеру, самый молодой человек, дошедший пешком для южного полюса. Или - известный итальянский футбольный арбитр Пьерлуиджи Коллина (он судил многие известные матчи, включая финалы чемпионатов мира, и хорошо знаком всем любителям футбола).
Есть пилот королевских ВВС Великобритании, увлекающийся автогонками и развивший самую высокую скорость на гоночном болиде в мире. Установив рекорд в 763 мили в час он завоевал титул “Самого скоростного человека на Земле”.
На сайте “Европейского спикерского бюро” - десятки фамилий и персоналий, которые могут поделиться действительно уникальным опытом, способным вселить в аудиторию уверенность в своих силах и способностях добиваться самых смелых целей.  
Классическое speakers bureau обычно являет собой универсальное “бюро услуг” по подбору и найму ораторов. Такие бюро не только располагают обширной базой данных, но и должны подобрать оптимального выступающего для любого типа мероприятия. Плюс – взять на себя все хлопоты по “доставке” спикера на мероприятие, включая приобретение билета или размещение в отеле. Хотя, конечно, расходы по этим статьям оплачиваются заказчиком дополнительно.  
Кстати, о расходах.
Как правило (опять же – при классической организации работы бюро), клиент не платит ни копейки в спикер-бюро за услуги по подбору и приглашению оратора. Он оплачивает только гонорар напрямую спикеру, а уже спикер выплачивает своему бюро некое фиксированное отчисление от своего гонорара. Таким образом, для заказчика с точки зрения бюджета в принципе нет никакой разницы – приглашает ли он выступающего оратора напрямую или через спикер-бюро.
Разумеется, во втором случае клиент получает гораздо больше – и в плане подготовленности конкретного оратора к мероприятию, и в плане хлопот, связанных с логистикой. То есть, через бюро работать быстрее и выгоднее.
Разумеется, гонорар оратора – вопрос подчас самый сложный и деликатный. Он может колебаться в широких пределах – от полутора до тридцати тысяч долларов. Как правило, в большинстве случаев можно уложиться в сумму от 5 до 10 тысяч за 90-минутное выступление и участие в последующих дебатах или прениях. В этих рамках согласны работать писатели, теоретики бизнеса или олимпийские чемпионы. Признанные звезды или знаменитости могут попросить от 50 до 70 тысяч. Говорят, что именно в этих пределах, например, согласится выступить на конференции бывшая первая леди США Лаура Буш или легенда Discovery Channel Беар Гриллс – бесстрашный телевизионный авантюрист и автор мега-популярного шоу «Выжить любой ценой» (Born Survivor).  
Однако не стоит пугаться цен. Хотя большинство спикеров имеют фиксированный гонорар, некоторые могут выступить и бесплатно или условно бесплатно, при наличии персонального интереса к вашему событию с их стороны.
Агентство "Topspeaker" просит за большинство своих спикеров не более 15-20 тысяч долларов, а московское "The Moscow Speakers Bureau" пишет на своем сайте, что гонорары работающих с ним спикеров варьируются от одной до 150 тысяч евро! Более того, бюро берет также гонорар в размере от 10 до 15 тысяч рублей за подбор и составление списка участников и спикеров, за проведение переговоров со спикерами и согласование тем, согласование дат и тревел логистики. Впрочем, и московское бюро честно предупреждает: в некоторых случаях ораторы могут отказаться от гонорара – в зависимости от уровня мероприятия и тем, насколько их заинтересует тема мероприятия.
В целом очевидно, что соединение бизнеса с людьми из мира выдающихся достижений, приводит к изменениям, которые положительно влияют на деятельность компании и ее прибыльность. Талантливый оратор может изменить ваше мышление и подход к решению самых смелых профессиональных задач. Неоспоримые достижения других людей – пусть даже в области, далекой от сферы деятельности вашей компании – неизбежно вдохновляют. Поэтому встреча делегатов конференции с подобными людьми - всегда долгосрочная инвестиция в будущее.
(Опубликовано впервые: январь 2013 года)